-ћузыка

 -я - фотограф

”садьба ¬ороново и окрестности

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ValeZ_Personal

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.07.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 6627

ѕоездка к јлександру-—вирскому

ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 14:22 + в цитатник

п€тница 12 феврал€
ѕраздник 3х св€тителей - день постный +рыба
17-00 служба на Ѕобрик-горе,
праздник св€тител€ Ќикиты Ќовгородского
21-00 ¬ыезжаем в Ќовгород

770км 10 часов

суббота 13 феврал€
10-00 Ћитурги€ —офийский —обор Ќовгорода у мощей св€тител€
12-00 ≈дем, с заезд к прп ¬арлааму ’утынскому

330 км 5 часов

17-00 јлександро —вирский монастырь всенощное бдение
ѕраздник мученика “рифона

ночевка 400 рублей в хостеле р€дом с монастырем
или в женском м-ре


воскресенье
9-00 - »споведь и Ћитурги€
13-00 открытие мощей преподобного јлександра
14-00 выезд в “ихвин

200км 3 часа

17-00 служба в “ихвинском мужском монастыре -
—ретение √осподне
19-00 выезд к јнтонию ƒымскому
20км 30 минут
20-00 выезд домой

860 км 12 часов

понедельник
8-00 мы дома на службе —ретени€
12-00 юбилей ѕименовича 70 лет
14-00 выставка ѕименовича в музее Ѕобрик-горы



—¬я“»“≈Ћ№ Ќ» »“ј, ≈ѕ»— ќѕ Ќќ¬√ќ–ќƒ— »…
—в€титель Ќикита, епископ Ќовгородский, в молодые годы поступил в  иево-ѕечерский монастырь и вскоре пожелал уйти взатвор . »гумен предупреждал его о преждевременности такого подвига дл€ молодого инока, но он, понаде€вшись на свои силы, не послушалс€. ¬ затворе св€той Ќикита впал в искушение. ƒиавол €вилс€ ему в виде јнгела, и неопытный подвижник поклонилс€ ему. Ѕес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "“ы не молись, а только читай и учи других, а € буду молитьс€ вместо теб€", - и стал около затворника, дела€ вид, что молитс€ за него. ѕрельщенный инок Ќикита превзошел всех в знании книг ¬етхого «авета, а о ≈вангелии ни говорить, ни слушать не хотел.  иево-ѕечерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. ѕосле этого преподобный Ќикита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражн€€сь в послушании и смирении. ћилосердный √осподь, по молитвам св€тых старцев, возвел его из глубины падени€ на высокую степень духовного совершенства. ¬последствии он был поставлен епископом в Ќовгород и за свою св€тую жизнь был награжден от Ѕога даром чудотворений. ќднажды во врем€ засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратилс€ в городе пожар. 13 лет управл€л св€титель Ќикита новгородской паствой и мирно скончалс€ в 1109 году

—¬я“»“≈Ћ№ »ќјЌЌ, ј–’»≈ѕ»— ќѕ Ќќ¬√ќ–ќƒ— »…
—в€титель »оанн, архиепископ Ќовгородский, родилс€ в Ќовгороде от благочестивых родителей Ќикола€ и ’ристины. ƒетство его прошло в безм€тежной, спокойной обстановке.

ѕосле кончины родителей »оанн и его брат √авриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы. ¬начале они построили дерев€нную церковь, а несколько позднее был создан и каменный храм. Ќе без трудностей воплощались их добрые намерени€. Ќе окончив строительства каменного храма, брать€ полностью израсходовали свои средства. “олько тверда€ жива€ вера побуждала их продолжать начатое дело. — ней они и обратились за помощью к ÷арице Ќебесной, ради  оторой начали это Ѕогоугодное дело. ѕо их неотступной молитве ќна €вила им —вою милость - предсказала во сне, что подаст все необходимое дл€ окончани€ строительства. Ќа следующее утро св€тые брать€ увидели прекрасного кон€, нагруженного двум€ мешками с золотом. Ќикто не подходил к нему, и, когда брать€ сн€ли мешки, конь тут же исчез. “ак Ѕожи€ ћатерь послала средства на обитель.

ѕо окончании устройства обители, здесь, под покровом Ѕожией ћатери, брать€ и прин€ли иноческий постриг. —в€той »оанн был наречен »лией, а св€той √авриил - √ригорием.

Ћетописи говор€т о епископском поставлении св€того »оанна под 1162 годом. ≈го первое архипастырское послание было обращено к духовенству и клирикам его епархии. ќно проникнуто любвеобильной заботой о пастве, написано в духе отеческого наставлени€: "Ѕогу и ѕресв€той Ѕогородице было угодно, по вашим молитвам, чтобы €, худой, не отрекалс€ от этого высокого сана, которого недостоин. “ак как вы сами побудили мен€ на это служение, то теперь послушайте мен€..." —в€титель говорил о призвании пастыр€ - радеть о овцах своих, не только обличать, но и врачевать тех, которые провод€т греховную жизнь. "¬ начале слова моего € прошу вас, не прив€зывайтесь сильно к этому миру, но посто€нно поучайте людей. ѕрежде всего смотрите, чтобы они не предавались сильному пь€нству. ¬едь сами знаете, что через это больше всего гибнут люди не только простые, но даже и мы.  огда приход€т к вам на пока€ние ваши духовные дети, то спрашивайте их с кротостью. Ќа кающихс€ не налагайте т€жких епитимий. Ќе пренебрегайте книжным чтением, ибо если мы не станем делать этого, то чем будем отличатьс€ от простых некнижных людей?.. Ќа сирот епитимий не налагайте... ѕусть все каютс€, ведь иго ’ристово должно быть легко..."

«има 1170 года дл€ Ќовгорода была очень трудным временем, —уздальские войска с союзниками два дн€ осаждали город за то, что новгородцы не прин€ли кн€з€ —в€тослава, а также собирали дань с неподвластной им ƒвинской области.

¬ печали новгородцы молились Ѕогу и ѕречистой Ѕогородице о спасении города. ¬ третью ночь св€титель »оанн, когда он молилс€ перед образом —пасител€, услышал голос, повелевший идти в церковь —пасител€ на »льине улице, вз€ть икону ѕресв€той Ѕогородицы и поставить ее на остроге. Ќаутро —в€титель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками —офийской церкви за иконой. ¬ойд€ в церковь, архидиакон поклонилс€ пред иконой и хотел вз€ть ее, но икона не двигалась. јрхидиакон вернулс€ к архиепископу и рассказал о случившемс€. “огда св€титель со всем собором пришел в »льину церковь и на колен€х начал молитьс€ пред иконой. Ќачали петь молебный канон, и по 6-й песни во врем€ кондака "«аступнице христианом" икона сама двинулась с места. Ќарод со слезами взывал: "√осподи, помилуй!" “огда св€титель »оанн вз€л икону и вместе с двум€ диаконами понес ее в острог. Ќовгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы дл€ грабежа. ¬ шестом часу вечера началс€ приступ, стрелы сыпались дождем. “огда Ѕожиим ѕромыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз ѕресв€той Ѕогородицы потекли слезы, которые св€титель собрал в фелонь. “ьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Ёто было 25 феврал€ 1170 года. —в€титель »оанн установил в честь этого торжественный праздник дл€ Ќовгорода - «намени€ ѕресв€той Ѕогородицы (празднование 27 но€бр€).

—в€титель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботилс€ о духовном просвещении его. Ѕольшое внимание удел€л св€титель »оанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мир€н. —охранилось до 30 его поучений: о  рещении, »споведи, —в€той ≈вхаристии. Ќаставлени€ к инокам были исполнены духовного величи€: "–аз последовав за ’ристом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в уединенных местах, удаленных от мирских людей. ѕусть не обкрадывают себ€ ничем, ни всего посв€щенного Ѕогу. »нок должен быть всегда иноком, во вс€кое врем€ и во вс€ком месте - и во сне, и в бодрствовании сохран€ть пам€ть о смерти, и во плоти быть бесплотным. Ќе дл€ всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание - гневу, смерть - жадности к деньгам, гроб - хапанию... ∆изнь иноческа€ и мирска€ несовместимы, как не запр€гают вместе верблюда и кон€. »нок подклонил свою шею под €рмо —оздател€ и должен таскать соху в долине смирени€, чтобы умножить прекрасную пшеницу теплотою ∆иводательного ƒуха и се€ть капл€ми разума Ѕожи€. „ернец не владеет собой; будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно люд€м, и не пасть с высоты подобно кн€зю светоносному... от славы человеческой рождаетс€ высокоумие..."

ƒуховные благодатные силы св€тител€ были необычайны. «а его душевную простоту и чистоту сердца √осподь дал ему власть над бесами. ќднажды, когда св€титель по обычаю молилс€ ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. ”видев, что никого р€дом не было, св€титель пон€л, что это бес пытаетс€ напугать его. —в€титель оградил умывальник крестом и запретил беса. —коро лукавый дух не стерпел молитвы —в€тител€, котора€ палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. —в€титель согласилс€, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Ќовгорода в »ерусалим ко √робу √осподню и обратно. Ѕес исполнил повеление св€тител€, но просил его никому не рассказывать о своем позоре.

¬ одной из бесед св€титель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил —в€тую «емлю. ћесть лукавого не замедлила сказатьс€. ќн стал подбрасывать в келлию св€тител€ женские вещи. ќднажды, когда больша€ толпа горожан, возбужденна€ завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии св€того, бес показал им, словно от него выбежала женщина. —в€титель вышел на шум и кротко спросил: "„то случилось, дети мои, о чем вы шумите?" –аздраженна€ толпа, выкрикива€ разные обвинени€ в порочной жизни св€тител€, повлекла его к реке ¬олхов. —в€тител€ посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитыва€ избавитьс€ от него. Ќо плот, вопреки ожиданию, поплыл против течени€ пр€мо к мужскому ёрьеву монастырю, находившемус€ в трех верстах от Ќовгорода. ¬ид€ это, люди раска€лись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умол€€ св€тител€ простить их и вернутьс€ в город. —ердце простодушного архипастыр€ было переполнено благодатной радостью не столько за себ€, сколько за свою паству. "√осподи, не вмени им этого во грех!" - молилс€ он и всем даровал прощение.

Ёто событие произошло незадолго до кончины св€тител€. ѕредчувству€ ее, он отложил св€тительский омофор и прин€л схиму с именем »оанн, которое носил в юности. ѕреемником себе он назначил своего брата, св€тител€ √ригори€ (пам€ть 24 ма€). —кончалс€ св€титель 7 сент€бр€ 1186 года и был положен в притворе —офийской церкви.


ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… ¬ј–Ћјјћ ’”“џЌ— »…
ѕреподобный ¬арлаам, в мире јлексей, подвизалс€ в XII веке на берегу ¬олхова. ќн был сын богатых и именитых граждан великого Ќовгорода, ћихаила и јнны, отличавшихс€ благочестивой жизнью. ¬оспитанный под вли€нием добродетельных родителей, јлексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удал€лс€ от вс€ких игр и общества товарищей, любил читать св€щенные книги, часто посещал храм Ѕожий, а дома проводил врем€ в молитве и посте. ќпаса€сь за здоровье юного подвижника, родители уговаривали его не изнур€ть себ€ постом, но ѕреподобный кротко отвечал им: "ћного €, любезные родители, читал св€щенных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим дет€м что либо дурное, как вы мне советуете. Ќе дороже ли всего дл€ нас царство небесное? Ќо не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. ¬спомните, сколько было людей после јдама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Ѕогу добродетельной жизнью, пролившие за ’риста кровь свою и из любви ко ’ристу отрекшиес€ от мира получили царство небесное и всеми прослав-л€ютс€. ѕоэтому и €, при помощи Ѕожией, хочу по своим силам подражать им". ”слышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию. ѕо смерти родителей ѕреподобный, раздав все свое имущество бедным, удалилс€ в пустыню к подвижнику ѕорфирию и прин€л от него пострижение с именем ¬арлаама.
»скавший совершенного уединени€ ѕреподобный ¬арлаам решил поселитьс€ в глухом месте, в 10 верстах от Ќовгорода. ћесто это называлось ’утынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечиста€ сила, и все бо€лись ходить сюда. Ќо никака€ нечиста€ сила не страшна рабу ’ристову, вооруженному неодолимым оружием - крестом ’ристовым, далеко отгон€ющим всех врагов. ѕодход€ к ’утыни, ѕреподобный увидел светлый луч, проси€вший из густой чащи леса. »з этого знамени€ он пон€л, что его намерение поселитьс€ здесь согласно с волей Ѕожией. — чувством благодарности ко √осподу воскликнул ѕреподобный словами ѕророка: "3десь покой мой и здесь вселюс€ в веке века!" (ѕсал.131, 14). ѕомолившись усердно √осподу, поставил себе ѕреподобный келью посреди глухой чащи. ¬есь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постилс€, носил суровую одежду и вериги (хран€ща€с€ в ’утынской обители влас€ница ѕреподобного имеет 18 ф. весу, а вериги - 8 фунтов). ћного нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола. —тара€сь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его. то возбуждали против него людей, чтобы оскорблени€ми от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушени€ поста, но ѕреподобный кротко переносил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавл€л все эти помыслы и разрушал все ухищрени€ диавола.
¬ысоконравственна€ жизнь —в. ¬арлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и кн€зь€, и бо€ре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позволени€ поселитьс€ вместе с ним.  ак ни любил уединение ѕреподобный, но, помн€ заповедь √осподню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботитьс€ о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращалс€. ≈го строга€ нест€жательность, любовь и снисходительность к раскаивающимс€, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидани€ производило сильное впечатление на всех приходивших к нему.  аждый получал наставление применительно к своему положению. Ќачальникам и кн€зь€м он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальствуют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придетс€ дать отчет Ѕогу в судах своих, ибо над ними есть суд Ѕожий. »ноков он учил не превозноситьс€, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Ѕогу. ¬с€ брати€ должна трудитьс€ день и ночь на избранном поприще. Ѕогатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками дл€ праздных, и что многими скорб€ми покрыт путь в царство небесное. ћир€нам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удал€тьс€ от вс€кой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.
„исло иноков, желавших подвизатьс€ в обители ѕреподобного, посто€нно увеличивалось. —в. ¬арлаам построил небольшую дерев€нную церковь в честь ѕреображени€ √осподн€ в пам€ть того чудесного света, который оси€л это место, когда —в. ¬арлаам прин€л намерение поселитьс€ здесь, и несколько келий. ѕреподобный своим примером и своими наставлени€ми вел живших с ним иноков к духовному совершенству. ќн сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.
«а свою добродетельную жизнь —в. ¬арлаам еще при жизни был прославлен от √оспода даром прозорливости и чудотворени€.
ѕотому јрхиепископ Ќовгорода часто обращалс€ к ѕреподобному за советами.
ќднажды, отправившись к јрхиепископу, —в. ¬арлаам увидел на мосту через ¬олхов большую толпу народа и палача, который готовилс€ сбросить в реку осужденного преступника (обычна€ смертна€ казнь в Ќовгороде в древнее врем€). ѕреподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав" "ќн загладит вины свои в ’утыне". ¬се тотчас же единодушно закричали: "ќтдайте, отдайте осужденного ѕреподобному отцу нашему ¬арлааму". ќсвободив осужденного от уз, —в. ¬арлаам послал его в свою обитель. „ерез некоторое врем€ спасенный от казни прин€л иночество и, пожив благочестиво в обители, скончалс€. Ќо в другом подобном же случае —в. ¬арлаам поступил по-иному. ѕришлось ему оп€ть проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. –одственники и многие из народа, увидев ѕреподобного, умол€ли его спасти осужденного, но он, не обраща€ внимани€ на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. “акой поступок св€того изумил народ.
"„то это значит?" - говорили все между собой, - "ќдного ѕреподобный спас от казни, хот€ его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотр€ на все мольбы". ”ченики —в. ¬арлаама по возвращении в обитель просили его объ€снить этот поступок. "—удьбы √осподни," - отвечал ѕреподобный, - "бездна многа. √осподь всем хочет спасени€ и не хочет смерти грешника. ѕервый был осужден справедливо, но после осуждени€ сознал свои грехи, и √осподь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему врем€ раска€тьс€ и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. ¬торой же был осужден невинно, но √осподь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделалс€ дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от √оспода венец мученический. “акова тайна судеб Ѕожиих: " то бо разум ум √осподень или кто советник ему бысть" (–им. 2. 33, 34).
ќднажды в пустыню к ѕреподобному прибыл кн€зь ярослав. —в. ¬арлаам, благославл€€ его, сказал: "Ѕудь здоров, кн€зь, и с благород-ным сыном твоим". Ёто приветствие изумило кн€з€, не знавшего еще о рождении младенца. ѕолучив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил ѕреподобного быть восприемником новорожденного, на что —в. ¬арлаам согласилс€ охотно. Ёто было в 1190 году.
ќблада€ даром прозорливости, ѕреподобный старалс€ предостеречь братию от греховных падений.  ак-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, жела€ продать, а ѕреподобному принесли только мелкую рыбу. ѕосмотрев на них с улыбкою, —в. ¬арлаам сказал: "¬ы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать". —мущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам ѕреподобного, прос€ прощени€.
Ќауча€ других удерживатьс€ от искушений, ѕреподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавл€€ в себе вс€кий дурной помысел. ќднажды принесли ѕреподобному свежую рыбу. ≈му захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. “ри дн€ он провел в строгом посте и молитве. Ќа четвертый день —в€той открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: "¬арлаам, ¬арлаам? ¬с€кое животное по разрушении своем обращаетс€ в тление; подобает и нам разрешитьс€ от вс€каго наслаждени€ брашен и пристрасти€ к этой жизни. ≈сли же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешьс€? “ы уже отлучилс€ от мира в пустыню, чтобы служить “ворцу своему". —казав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.
ќсобенно замечательный случай прозорливости —в. ¬арлаама осталс€ навсегда пам€тным в Ќовгороде.
ѕреподобному пришлось быть у Ќовгородского јрхиепископа. ѕри прощании јрхиепископ велел ему побывать через неделю. —в. ¬арлаам отвечал: "если Ѕог благословит, € приеду к твоей св€тыне на сан€х в п€ток первой недели поста —вв. јпостол ѕетра и ѕавла". ”дивилс€ јрхиепископ такому ответу. ƒействительно, накануне определенного дн€ в ночь выпал глубокий снег, и в п€тницу целый день был сильный мороз. ѕреподобный на сан€х приехал в Ќовгород к јрхипастырю. ¬ид€ печаль јрхиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, —в. ¬арлаам сказал ему: "Ќе печальс€, ¬ладыка, не скорбеть, а благодарить √оспода нужно. ≈сли бы √осподь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым √осподь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Ѕогородицы и —в€тых умилосердилс€ над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Ќа утро же наступит оп€ть тепло, снег этот растает и напоит землю. Ќо милости √оспода, будет плодородие". Ќа другой день, как предсказывал —в. ¬арлаам, наступило тепло. јрхиепископу принесли с пол€ ржаных колосьев с корн€ми, на которых оказалось множество вымерших червей. » был в тот год невиданный урожай.
 роме дара прозорливости √осподь прославил —воего угодника даром чудотворени€.
Ѕлиз обители —в. ¬арлаама жил один посел€нин, имевший сына. ќн особенно чтил ѕреподобного, часто приходил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам. —ын этого посел€нина заболел и не было надежды на его выздоровление. “огда отец, вз€в больного сына, понес его в обитель ѕреподобного. Ќо на пути мальчик умер. — горьким плачем подошел огорченный отец к келье ѕреподобного и сказал: "я наде€лс€, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Ћучше было бы дл€ мен€, если бы он умер дома, нежели на дороге". —в. ¬арлаам сказал ему: "Ќапрасно ты плачешь и сокрушаешьс€. –азве ты не знаешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел √осподь, так и сотворил. ѕосему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению". ћежду тем —в. ¬арлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить √оспода воскресить отрока, и √осподь услышал молитву —воего угодника - умерший ожил. ќтец с изумлением увидел сына своего сид€щим на постели ѕреподобного совершенно здоровым. — радостными слезами припал он к ногам —в. ¬арлаама, благодар€ его и прославл€€ Ѕога, чудодействующего во св€тых —воих. Ќе жела€ славы человеческой, —в. ¬арлаам старалс€ скрыть совершившеес€ чудо и сказал посел€нину: "“ы, как € вижу, обманулс€ и от сильной печали, потер€в здравый ум, не пон€л действительности. —ын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в безчувственность, а ты подумал, что он умер. “еперь же, согревшись в теплой келье. он пришел в сознание, а тебе кажетс€, что он воскрес". Ќо посел€нин никак не мог согласитьс€ с таким объ€снением. "«ачем ты, угодник Ѕожий, хочешь скрыть от мен€ чудо?" - сказал он —в€тому. - "я хорошо знаю, что сын мой был мертв. ≈сли бы € не видел €сно, что он умер, не стал бы готовить все нужное к погребению". “огда ѕреподобный строго запретил ему рассказывать о совершившемс€ чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому либо об этом, то и сам лишитс€ милости Ѕожией и оп€ть потер€ет сына. –аду€сь и прославл€€ Ѕога и ≈го угодника ¬арлаама, возвратилс€ посел€нин в дом свой.
Ќезадолго до своей кончины ѕреподобный окончил построение каменного храма в честь ѕреображени€ √осподн€ вместо прежнего дерев€нного. ѕредвид€ свою кончину. —в. ¬арлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Ќастало врем€, дети мои, отхождени€ моего ко √осподу, но € не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". ѕлакали неутешно иноки, проща€сь с своим любимым наставником, но ѕреподобный уговаривал их не скорбеть, а молитьс€ о нем. ¬ последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от вс€ких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "¬вер€ю вас, прежде всего, в руки Ѕожий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставл€ю игумена јнтони€, который сейчас находитс€ в »ерусалиме. ѕо дару прозорливости ѕреподобный увидел приближавшегос€ к обители јнтони€. ѕреподобный ¬арлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончалс€ в 6-й день но€бр€ 1192 года.
»звестие о кончине гор€чо любимого и чтимого всеми ѕреподобного ¬арлаама сильно опечалило всех жителей Ќовгорода. Ќа погребение его прибыл јрхиепископ Ќовгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, вс€кого возраста, пола и состо€ни€. ѕлач народа заглушал погребальные песнопени€. «а эту народную любовь ѕреподобный воздал любовью: многие больные получили исцеление.

ѕреподобный јнтоний ƒымский

ѕре­по­доб­ный јн­то­ний ƒым­ский ро­дил­с€ в 1157 го­ду в Ќов­го­ро­де. Ѕо­го­бо­€з­нен­ные ро­ди­те­ли с дет­ства на­учи­ли его пра­ви­лам хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­сти€. —в€­той јн­то­ний из­бе­гал дет­ских игр, празд­но­сло­ви€ и сме­ха. ќн еже­днев­но по­се­щал храм Ѕо­жий и неле­ност­но мо­лил­с€, сто€ вда­ли от лю­дей. ќд­на­жды во вре­м€ служ­бы ему осо­бен­но за­па­ли в ду­шу сло­ва —в€­то­го ≈ван­ге­ли€: јще кто хо­щет по мне ид­ти, да от­вер­жет­с€ се­бе и воз­мет крест свой и по мне гр€­дет (ћф.16:24). –аз­мыш­л€€ о сло­вах —па­си­те­л€, св€­той јн­то­ний ре­шил оста­вить ро­ди­тель­ский дом и стать мо­на­хом. ќн при­шел в ’у­тын­ский —па­со-ѕре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го, пре­по­доб­ный ¬ар­ла­ам ’у­тын­ский († 1192; па­м€ть 6/19 но­€б­р€), по­стриг его в мо­на­ше­ство.

— то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный јн­то­ний стал жить в со­вер­шен­ном по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу – пре­по­доб­но­му ¬ар­ла­а­му. — усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем ис­пол­н€л он все по­слу­ша­ни€, ни­ко­гда не опус­кал ке­лей­ных пра­вил и не про­пус­кал цер­ков­ных служб. —в€­той јн­то­ний пер­вый при­хо­дил в храм и по­след­ний ухо­дил из него.

ѕо пре­да­нию, пре­по­доб­ный јн­то­ний по де­лам мо­на­сты­р€ ез­дил в  он­стан­ти­но­поль. ¬о вре­м€ по­езд­ки он по­се­тил св€­тые ме­ста. „ерез п€ть лет пре­по­доб­ный вер­нул­с€ в свою оби­тель. ≈го при­езд сов­пал со днем кон­чи­ны пре­по­доб­но­го ¬ар­ла­а­ма (6 но­€б­р€). Ќа смерт­ном од­ре св€­той игу­мен бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ быть вме­сто се­б€ на­став­ни­ком бра­тии и стро­и­те­лем мо­на­сты­р€.

”прав­л€€ ’у­тын­ской оби­те­лью, пре­по­доб­ный јн­то­ний во всем со­блю­дал устав, остав­лен­ный пре­по­доб­ным ¬ар­ла­а­мом. ќн до­стро­ил и бла­го­леп­но укра­сил храм в честь Ѕла­го­ве­ще­ни€ ѕре­св€­той Ѕо­го­ро­ди­цы. ѕри­ме­ром сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни и крот­ким на­став­ле­ни­ем пре­по­доб­ный јн­то­ний на­став­л€л бра­тию в ино­че­ском де­ла­нии.

¬се­об­ща€ лю­бовь и по­чи­та­ние т€­го­ти­ли св€­то­го по­движ­ни­ка. —о сле­за­ми он мо­лил Ѕо­га и ѕре­чи­стую Ѕо­го­ро­ди­цу ука­зать ему ме­сто уеди­нен­ных по­дви­гов. ¬ ско­ром вре­ме­ни пре­по­доб­ный јн­то­ний оста­вил ’у­тын­скую оби­тель и уда­лил­с€ в пу­стын­ное ме­сто в ƒым­ских ле­сах, в 15-ти вер­стах от г. “их­ви­на. Ќеда­ле­ко от неболь­шо­го озе­ра ƒым­ско­го, сре­ди глу­хих ле­сов пре­по­доб­ный устро­ил се­бе сна­ча­ла ма­лую ку­щу, а за­тем по­стро­ил неболь­шую кел­лию и вы­ко­пал пе­ще­ру дл€ жиз­ни зи­мой. ќн с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сил зной и хо­лод, му­же­ствен­но бо­рол­с€ с де­мон­ски­ми ис­ку­ше­ни­€­ми. ѕре­по­доб­ный јн­то­ний вс€­че­ски из­бе­гал по­ко€: днем он тру­дил­с€ до из­не­мо­же­ни€ пло­ти, но­чью сто­€л на мо­лит­ве.

 о­гда ме­сто по­дви­гов св€­то­го от­шель­ни­ка ста­ло из­вест­но, к нему при­шли ино­ки, ищу­щие уеди­нен­ной жиз­ни под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством опыт­но­го на­став­ни­ка. ѕо­сте­пен­но ƒым­ска€ пу­стынь за­се­ли­лась бо­го­лю­би­вы­ми мо­на­ха­ми. “ак воз­ник мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал пре­по­доб­ный јн­то­ний. »но­ки по­стро­и­ли храм во им€ пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ ¬е­ли­ко­го с при­де­ла­ми в честь ѕо­кро­ва ѕре­св€­той Ѕо­го­ро­ди­цы и во им€ св€­ти­те­л€ Ќи­ко­ла€ „у­до­твор­ца. “о­гда же бы­ли по­стро­е­ны кел­лии, а через неко­то­рое вре­м€ – зим­ний (теп­лый) храм с тра­пез­ной во им€ св€­то­го ѕро­ро­ка, ѕред­те­чи и  ре­сти­те­л€ √ос­под­н€ »оан­на.

ѕре­по­доб­ный јн­то­ний муд­ро управ­л€€ бра­ти­ей ƒым­ско­го мо­на­сты­р€ до бла­жен­ной кон­чи­ны. ѕро­ви­д€ день сво­ей смер­ти, он со­брал ино­ков и бла­го­сло­вил их, за­тем при­ча­стил­с€ —в€­тых ’ри­сто­вых “а­ин и мир­но скон­чал­с€. ѕо пре­да­нию, это про­изо­шло 24 июн€ 1224 го­да. “е­ло пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им хра­ме, с ле­вой сто­ро­ны. ¬ 1330 го­ду св€­тые мо­щи пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

¬ 1409 го­ду во вре­м€ оче­ред­но­го на­ше­стви€ та­тар на Ќов­го­род­ские зем­ли игу­мен ƒым­ской оби­те­ли с бра­ти­ей, бо­€сь над­ру­га­ни€ над св€­ты­ней, скрыл св€­тые мо­щи пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ под спу­дом.

ѕре­по­доб­ный јн­то­ний неиз­мен­но оста­вал­с€ хра­ни­те­лем ƒым­ской оби­те­ли. ѕо­сле ра­зо­ре­ни€ шве­да­ми в 1611 го­ду мо­на­стырь вос­стал из пеп­ла не без мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го јн­то­ни€. ¬ 1687 го­ду (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в 1585 го­ду) в мо­на­сты­ре два­жды воз­ни­кал по­жар, и оба ра­за пре­по­доб­ный јн­то­ний €в­л€л­с€ в сон­ном ви­де­нии игу­ме­ну и пре­ду­пре­ждал его о по­жа­ре, так что бра­тии уда­ва­лось во­вре­м€ по­га­сить пла­м€.

ѕа­м€ть пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ празд­но­ва­лась в оби­те­ли два­жды: 17 €н­ва­р€ – в день те­зо­име­нит­ства (па­м€ть пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ ¬е­ли­ко­го) и 24 июн€ – в день кон­чи­ны, ко­гда со­вер­шал­с€ крест­ный ход из мо­на­сты­р€ на озе­ро ƒым­ское.

¬ 1744 го­ду над ме­стом со­кры­ти€ св€­тых мо­щей пе­тер­бург­ским куп­цом  а­ли­ти­ным, ис­це­лен­ным пре­по­доб­ным јн­то­ни­ем от про­дол­жи­тель­ной т€­же­лой бо­лез­ни, бы­ла устро­е­на де­ре­в€н­на€ зо­ло­че­на€ гроб­ни­ца. ¬ мо­на­сты­ре со­хра­н€­лась т€­же­ла€ же­лез­на€ шап­ка, ко­то­рую но­сил пре­по­доб­ный јн­то­ний. Ўи­ро­кие по­л€ шл€­пы при­би­ты к ту­лье тол­сты­ми гвоз­д€­ми, ко­то­рые да­ви­ли по­движ­ни­ку го­ло­ву. “ак через тер­пе­ние и те­лес­ные стра­да­ни€ пре­по­доб­ный јн­то­ний очи­щал ду­шу дл€ жиз­ни веч­ной. ћно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ни€ от воз­ло­же­ни€ на го­ло­ву этой шап­ки и от по­кло­не­ни€ гроб­ни­це над св€­ты­ми мо­ща­ми пре­по­доб­но­го јн­то­ни€ ƒым­ско­го.

»кона Ѕогородицы «намение

»ко­на Ѕо­жи­ей ћа­те­ри, име­ну­е­ма€ ««на­ме­ние», изо­бра­жа­ет ѕре­св€­тую Ѕо­го­ро­ди­цу, си­д€­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки —вои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) – бла­го­слов­л€­ю­щий Ѕо­же­ствен­ный ћла­де­нец – —пас-Ём­ма­ну­ил. “а­кое изо­бра­же­ние Ѕо­го­ма­те­ри от­но­сит­с€ к чис­лу са­мых пер­вых ≈е ико­но­пис­ных об­ра­зов. ¬ усы­паль­ни­це св€­той јг­нии в –и­ме есть изо­бра­же­ние Ѕо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с ћла­ден­цем, си­д€­щим на ≈е ко­ле­н€х. Ёто изо­бра­же­ние от­но­сит­с€ к IV ве­ку.  ро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Ѕо­го­ма­те­ри «Ќи­ко­пеи», VI ве­ка, где ѕре­св€­та€ Ѕо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­д€­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом —па­са-Ём­ма­ну­и­ла. »ко­ны Ѕо­жи­ей ћа­те­ри, из­вест­ные под име­нем ««на­ме­ние», по­€ви­лись на –у­си в XI – XII ве­ках, а на­зы­вать­с€ так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ни€ от Ќов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­с€ в 1170 го­ду.

¬ этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кн€­зей, воз­глав­л€­е­мые сы­ном —уз­даль­ско­го кн€­з€ јн­дре€ Ѕо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны ¬е­ли­ко­го Ќов­го­ро­да. Ќов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Ѕо­жию по­мощь. ƒни и но­чи мо­ли­лись они, умо­л€€ √ос­по­да не остав­л€ть их. Ќа тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Ќов­го­род­ский »ли€ див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему вз€ть из ÷ерк­ви —па­са ѕре­об­ра­же­ни€ на »льи­ной ули­це об­раз ѕре­св€­той Ѕо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну.  о­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, – вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Ѕо­го­ро­ди­цы. »з глаз ≈е ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. ѕо­сле та­ко­го Ѕо­же­ствен­но­го зна­ме­ни€ на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­€с­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные √ос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.

¬ вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства ÷а­ри­цы Ќебес­ной, ар­хи­епи­скоп »ли€ то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь «на­ме­ни€ Ѕо­жи­ей ћа­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вс€ –ус­ска€ ÷ер­ковь. јфон­ский иеро­мо­нах ѕа­хо­мий Ћо­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в –ос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на. Ќа неко­то­рых Ќов­го­род­ских ико­нах «на­ме­ни€, кро­ме Ѕо­го­ма­те­ри с ѕред­веч­ным ћла­ден­цем, изо­бра­жа­ют­с€ и чу­дес­ные со­бы­ти€ 1170 го­да. „у­до­твор­на€ ико­на 186 лет по­сле €в­ле­ни€ зна­ме­ни€ на­хо­ди­лась в той же церк­ви —па­са ѕре­об­ра­же­ни€ на »льи­ной ули­це. ¬ 1356 го­ду дл€ нее был вы­стро­ен в Ќов­го­ро­де храм «на­ме­ни€ ѕре­св€­той Ѕо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром «на­мен­ско­го мо­на­сты­р€.

“»’¬»Ќ— јя » ќЌј Ѕќ∆»≈… ћј“≈–»

“ихвинска€ икона Ѕожией ћатери, по преданию, одна из икон, написанных св€тым апостолом и ≈вангелистом Ћукой∆итие.. јпостол и евангелист Ћука»кона. Ћука ≈вангелистћолитвы’рам св. ап. »оанна Ѕогослова ''под ¬€зом''. ¬ V в. из »ерусалима была перенесена в  онстантинополь, где дл€ нее был построен ¬лахернский храм. ¬ 1383 году, за 70 лет до вз€ти€ турками  онстантинопол€, икона исчезла из храма и в лучезарном свете €вилась над водами Ћадожского озера. „удесно носима€ с места на место, она остановилась близ города “ихвина. Ќа месте €влени€ иконы был построен дерев€нный храм в честь ”спени€ Ѕогородицы. ”сердием великого кн€з€ ¬асили€ »вановича (1505 - 1533) вместо дерев€нного храма был возведен каменный. ¬ 1560 году по приказу цар€ »оанна √розного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. ¬ 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Ќовгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Ѕожией ћатери обитель была спасена. “ак, однажды, в виду приближавшегос€ шведского войска, иноки решили бежать из монастыр€, вз€в чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Ёто чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, упова€ на защиту Ѕожией ћатери. Ќезначительные по числу защитники монастыр€ успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Ќаступающим шведам то представл€лась многочисленна€ рать русских, идуща€ от ћосквы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. ѕосле чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. —н€в список с чудотворной иконы, они отправились в деревню —толбово, в 50 верстах от “ихвина, где 10 феврал€ 1617 года был заключен мир со шведами. √лавною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. ¬последствии этот список был принесен в ћоскву и поставлен в ”спенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Ќовгород и поставлен в —офийском соборе. ¬сероссийское празднование “ихвинской иконе Ѕожией ћатери, прославленной неисчислимыми чудотворени€ми, установлено ÷ерковью в пам€ть ее чудесного €влени€ и одолени€ врагов предстательством Ѕогородицы.


ѕ–≈ѕќƒќЅЌџ… јЋ≈ —јЌƒ– —¬»–— »…
ѕреподобный јлександр —вирский родилс€ 15 июн€ 1448 года, в день пам€ти пророка јмоса и при  рещении назван в честь его. ¬сю жизнь пребыва€ вдали от исторических событий, преподобный јлександр, светоч монашества, в глубине лесов –усского —евера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров —в€того ƒуха.

–одители его, —тефан и ¬асса (¬асилиса), были кресть€не приладожского села ћандеры, на берегу реки ќ€ти, притока реки —вири. ” них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Ќо —тефану и ¬ассе хотелось иметь еще одного сына. ќни усердно молились и услышали голос свыше: "–адуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Ѕог подаст —воим ÷ерквам".

јмос рос особенным отроком. ќн был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернослови€, носил скудную одежду и так изнур€л себ€ постом, что вызывал беспокойство матери. ѕо исполнении совершеннолети€ он однажды встретилс€ с валаамскими монахами, пришедшими на ќ€ть дл€ покупки необходимых монастырю вещей и по другим хоз€йственным нуждам. ¬алаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочести€ и строго подвижнической жизни. –азговорившись с ними, юноша заинтересовалс€ их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. «на€, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на ¬алаам. ѕод видом спутника ему €вилс€ јнгел Ѕожий, указавший путь на остров.

—емь лет жил јмос в монастыре как послушник, вед€ суровую жизнь. ƒни проводил он в трудах, ночи - в бдении и молитве. »ногда обнаженный до по€са, весь покрытый комарами и мошками, молилс€ в лесу до утреннего пени€ птиц.

¬ 1474 году јмос прин€л постриг с именем јлександр. „ерез несколько лет родители случайно узнали от пришедших в ћандеру карелов, куда пропал их сын. ѕо примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и прин€ли постриг с именами —ергий и ¬арвара. ѕосле их смерти преподобный јлександр, по благословению игумена монастыр€, поселилс€ на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

ƒалеко разнеслась слава его подвигов. “огда преподобный в 1485 году удалилс€ с ¬алаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоватьс€ —в€тым. “ут преподобный устроил себе хижину (¬последствии на этом месте, у —в€того озера, в 36 верстах от будущего города ќлонца и в 6 верстах от реки —вири, преподобный јлександр основал монастырь ∆ивоначальной “роицы, а в 130 сажен€х от него, у озера –ощинского, устроил себе "отходную пустынь", на месте которой затем возник јлександро-—вирский монастырь.) и в одиночестве прожил семь лет, пита€сь лишь тем, что собирал в лесу. ¬ это врем€ св€той испытал лютые страдани€ от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Ќо √осподь посто€нно поддерживал духовные и телесные силы праведника. ќднажды, когда, страда€ т€гостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподн€ть голову, он лежал и пел псалмы. » вот ему предстал преславный муж. ѕоложив руку на больное место, он ознаменовал св€того крестным знамением и исцелил его.

¬ 1493 году на жилище преподобного, во врем€ охоты на олен€, случайно набрел соседний владелец јндрей «авалишин. ѕораженный видом праведника, јндрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. — тех пор јндрей стал часто посещать преподобного јлександра и, наконец, по его наставлению, сам удалилс€ на ¬алаам, где прин€л постриг с именем јдриана. ¬последствии он основал ќндрусовский монастырь и прославилс€ св€той жизнью (пам€ть 26 августа и 17 ма€; † 1549).

јндрей «авалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотр€ на данное ему обещание. Ўироко разнеслась слава праведника, и к нему стали собиратьс€ иноки. “огда преподобный уединилс€ от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 сажен€х от общего жилища. “ам ему встретилось множество искушений. Ѕесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понужда€ преподобного бежать. Ќо молитва св€того, словно огненный пламень, палила и разгон€ла бесов.

¬ 1508 году, на 23-м году пребывани€ преподобного в заповеданном месте, ему было €вление ∆ивоначальной “роицы. ѕреподобный ночью молилс€ в отходной пустыни. ¬друг восси€л сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему “рех ћужей, облаченных в светлые, белые одежды. ќсв€щенные Ќебесной славой, ќни си€ли чистотой, €рче солнца.  аждый из них держал в —воей руке жезл. ѕреподобный пал в страхе, а, прид€ в себ€, поклонилс€ до земли. ѕодн€в его за руку, ћужи сказали: "”повай, блаженне, и не бойс€". ѕреподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. ќн снова пал на колени, взыва€ о своем недостоинстве, но √осподь восставил его и повелел исполнить указанное. ѕреподобный спросил, во им€ кого должна быть церковь. √осподь же сказал: "¬озлюбленный, как видишь √овор€щего с тобою в “рех Ћицах, так и созижди церковь во »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха, ≈диносущной “роицы. я оставл€ю тебе мир и мир ћой подам тебе". » тотчас преподобный јлександр увидел √оспода с простертыми крылами, словно по земле ход€щего, и ќн стал невидим. ¬ истории –усской ѕравославной ÷еркви это Ѕожественное нисхождение известно как единственное. ѕосле этого €влени€ преподобный стал думать, где строить церковь. ќднажды, во врем€ молитвы к Ѕогу, он услышал голос свыше. ѕосмотрев в высоту, преподобный увидел јнгела Ѕожи€ в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный ѕахомий ¬еликий. јнгел, сто€ в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "≈дин —в€т, ≈дин √осподь »исус ’ристос, в славу Ѕога ќтца, аминь". » потом обратилс€ к преподобному: "јлександр, на этом месте да созиждетс€ церковь во »м€ €вльшегос€ тебе в “рех Ћицах √оспода, ќтца и —ына и —в€того ƒуха, Ќераздельной “роицы". », трижды перекрестив место, јнгел стал невидим.

¬ том же году была построена дерев€нна€ церковь ∆ивоначальной “роицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменна€). —разу же по построении церкви брати€ стала упрашивать преподобного прин€ть св€щенство. ќн долго отказывалс€, счита€ себ€ недостойным. “огда брати€ стала молить св€тител€ —ерапиона, архиепископа Ќовгородского († 1516; пам€ть 16 марта), чтобы он убедил преподобного прин€ть сан. ¬ том же году преподобный ездил в Ќовгород и получил посв€щение от св€тител€. ¬скоре затем брати€ умолила преподобного прин€ть игуменство.

—тав игуменом, преподобный сделалс€ еще смиреннее, чем прежде. ќдежда его была вс€ в заплатах, спал он на голом полу. —ам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. ќднажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. "я празден", - сказал преподобный и стал рубить дрова. ¬ другой раз так же начал носить воду. ј ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ќочью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставл€л братию, налага€ епитимию на виновных.

ѕод конец жизни преподобный јлександр задумал построить каменный храм ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы. Ѕыло заложено основание храма. ќднажды вечером, после совершени€ акафиста ѕресв€той Ѕогородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику јфанасию: "„адо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение". ѕослышалс€ голос, подобный грому: "—е √осподь гр€дет и –ождша€ ≈го". ѕреподобный поспешил в предсение келлии, и его оси€л великий свет, распространившийс€ над всем монастырем €рче солнечных лучей. ѕосмотрев, преподобный увидел над основанием ѕокровской церкви сед€щую на алтарном месте, словно царица на престоле, ѕречистую Ѕогородицу. ќна держала ћладенца-’риста на —воих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предсто€ло ≈й. ѕреподобный упал, не стерпев великого света. Ѕогородица сказала: "¬осстань, избранник —ына и Ѕога ћоего! »бо вот пришла посетить теб€, возлюбленный ћой, и посмотреть основание ћоей церкви. ј за то, что молилс€ об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подава€ неоскудно все потребное. —мотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасени€ о »мени —в€той “роицы". ѕреподобный встал и увидел множество иноков. ћатерь Ѕожи€ снова сказала: "¬озлюбленный ћой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви ћоей, во »м€ »исуса ’риста, —ына и Ѕога ћоего, не погубит мзды своей". » ќна стала невидима.

ѕеред своей кончиной преподобный про€вил удивительное смирение. ќн призвал братию и повелел ей: "—в€жите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами". Ѕрати€ отвечала: "Ќет, отче, не можем сотворить этого". “огда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви ѕреображени€ √осподн€. ѕрожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко √осподу.

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



Venda1   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 14:35 (ссылка)
ѕрекрасные планы. » спасибо за рассказ о двух мне дорогих иконах Ѕожией ћатери.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Feel-me   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 16:09 (ссылка)
—пасибо . »нтересный рассказ и перспективы)
”дачи!ќт всей души.) —часть€ ¬ам.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Prudent   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 17:00 (ссылка)
—пасибо, прекрасное и интересное повествование. ”дачи во всем.!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлллок   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 17:03 (ссылка)
 ак богата ƒушеполезными ѕримерами наша истори€ ѕравославна€!
"¬спомните, сколько было людей после јдама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Ѕогу добродетельной жизнью, пролившие за ’риста кровь свою и из любви ко ’ристу отрекшиес€ от мира получили царство небесное и всеми прославл€ютс€."
—паси √осподи, что напомнили!!любовь!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Feel-me   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ‘еврал€ 2016 г. 17:09 (ссылка)
ValeZ, ... не важно, раздел€ем ли мы какие -то чувства в отношении сказанного и вообще к сегодн€шней жизни.
это трудно почувствовать. .
да и невозможно узнать "наверное.."- такое старое определение Ќаташи –остовой.
вы должны знать..
€ всегда вам благодарна за вашу работу.
за мою возможность быть свободней чем всегда в реальности.
—ѕј—»Ѕќ ¬јћ, ValeZ.
∆елаю счасть€ и ”дачи.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
DIREKT-MASHIN   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 22 ‘еврал€ 2016 г. 12:38 (ссылка)
«дравствуйте! сейчас получил ¬аше письмо ( автоматическа€ рассылка при регистрации). хочу поблагодарить за ваши труды.. € много лет писал( и продолжаю вести дневник) в ∆ивом ∆урнале. в проекте ∆ивой»нтернет зарегистрировалс€ по обсто€тельствам, но на мен€ сразу произвело очень положительное впечатление прекрасна€ организаци€ и €сный и многообещающий в художественном отношении механизм осуществлени€ публикаций. € сторонник ∆ивого∆урнала ( а не пустых "социальных сетей") и рад, что существует аналогичный ќтечественный проект. —пасибо!

€ православный по вероисповеданию и особенно рад, что русский ∆ивой ∆урнал создан людьми христианской веры сто€щей на защите духовной и просто достойной человеческой жизни. дай Ѕог вам и вашим близким и сотрудникам хорошего здоровь€ и радости в творческом труде.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 02 јпрел€ 2016 г. 15:23ссылка
—паси ¬ас √осподь!
Gostena   обратитьс€ по имени ¬торник, 23 ‘еврал€ 2016 г. 12:20 (ссылка)
— ƒнЄм защитника ќтечества, ¬алентин!!! ∆елаю море интересных событий, удачных воплощений всех планов в жизнь и огромного счасть€!!!
71093003_b0792c046615 (470x455, 87Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку