Николо-Угрешский монастырь - Часть 1 |
1. 15 мая поехал я с экскурсией rakitin в город Дзержинск смотреть Николо-Угрешский монастырь.
Как говорит нам сайт монастыря, Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Полтысячи (!) лет жила обитель под покровительством московских князей, потом царей и императоров. Но в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. По промыслу Божию, возрождение обители святителя Николая было положено двумя великими русскими святыми – святителями Филаретом (Дроздовым) и Игнатием (Брянчаниновым). А непосредственные труды выпали на долю игумена Илария, который возглавлял монастырь почти восемнадцать лет – с 1834 по 1852 гг.
После того, как игумен Иларий уехал на покой, 22 ноября 1852 года, иеромонах Пимен был назначен управляющим монастырем. В этот день митрополит Филарет (Дроздов) вызвал к себе отца Пимена и предложил ввести в монастыре общежительный устав. Число братии росло: в 1865 году составило 48 человек, а в 1867 – 94 человека. В 1870 году решением Святейшего Синода штат монастыря был увеличен с 12 человек до 92. А уже к 1875 году число насельников достигло 130 человек. Так, приняв общежительный устав и став оплотом строгой духовной жизни, Николо-Угрешский монастырь вступил в период своего второго расцвета.
2. В 1855-1866 вокруг обители возводится новая каменная стена протяженностью 1700 метров и высотой 5-6 метров, с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса. В одном из корпусов расположили больницу, в которой во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. лечились раненые русские воины.
3. Памятник-образ святителя Николая
4. Особого внимания заслуживает северная монастырская стена, получившая название «Палестинской» или «Иерусалимской», являющейся уникальным памятником архитектуры того времени. «Палестинская стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах.
5. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью членений, разнообразием и изменчивостью декоративных элементов»[1]. В проектировании и строительстве стены принимал участие архитектор А.С. Каминский.
6. Фотоплан монастыря на входе в обитель
7. Наверное это преподобный Пимен Угрешский, возродитель обители в 19м веке.
8. Колокольня
9. Образ Христа, найденный при реставрации
10.Площадь, справа- настоятельские покои и Успенской церковью, в отдалении - церковь преподобного Пимена
11. Никольский собор
12. Больничный корпус со Скорбященской церковью, сейчас это келли монахов
13. Часовня на месте явления образа Святителя Николая князю Дмитрию Донскому
14. Три храма обители, слева направо - часовня, Преображенский и Никольский соборы
15. Колокольня (мы поднимемся на неё во второй части прогулки), часовня и больничная церковь
16. Соборы обители
17. Мы прошли в настоятельские палаты, икона Страшного Суда
18. Видим и многие небесные обители и червя-змея недремлющего и поглощающего
19. Росписи Успенской церкви в настоятельском корпусе
20. Здесь же многие святыни монастыря в отдельной комнате - несколько мощевиков, древних икон
21. Росписи, росписи, лепнина, не помню насколько это древнее, а насколько обновленное
22. А это главный собор обители - Преображенский, очень большой
23. Здесь можно поклониться частице мощей Святителя Николая
24. Винтовая лестница на этаж, где, видимо, располагаются хоры
25. Выход из храма. На сайте храма, кстати, есть интерактивная трехмерная экскурсия по всей территории и по соборам.
26. Восстановление Спасо-Преображенского собора, самого большого храма обители, представлялось наиболее сложной задачей. Именно он находился в центре внимания каждого человека, посещающего монастырь, и в реставрации этого храма видели многие осуществление мечты о возрождении обители. На момент передачи монастыря Московскому Патриархату, на территории собора находились различные городские технические службы и склады, сам же он, разделенный перекрытиями на семь этажей, был в аварийном состоянии.
27. Отсюда не видно точно, но, как мне кажется, это все-таки Христос Вседержитель,а не изображение Бога Отца, изображать которого, вообще говоря, с богословской точки зрения (хотя канонически, то есть традиционно - его изображают) не следует Чаще всего прямо под куполом изображают все-таки Бога-Отца.
28.
29. Вот это мне показалось интересным : 31 мая 2001 года Нидерландская Папская Коллегия передала в дар Угрешскому монастырю частицу мощей Святителя и Чудотворца Николая. Частица мощей Николая Угодника передана в обитель из августинского монастыря де Суоре ди Санта Лючия в Риме. Католики, говорят, сейчас избавляются, в угоду протестантам или страшно подумать кому, от древних икон и святых мощей и передают их православным.
30. Вышли из собора, идем осматривать территорию монастыря, об этом - завтра!
Серия сообщений "Поездки по Подмосковью":
Часть 1 - г. Воскресенск и окрестности - левая сторона Москвы-реки
Часть 2 - Воскресенск-2: По правой стороне Москвы-реки
Часть 3 - Усадьба Вороново и окрестности
Часть 4 - Усадьба Вороново и окрестности -2
Часть 5 - Николо-Угрешский монастырь - Часть 1
Часть 6 - Николо-Угрешский монастырь - Часть 2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |